​Предыстория, основание города и XVIII век​

Oснован 16 (27) мая 1703 года Петром I. В 1712—1918 годах — столица Российского государства.
Устье Невы до основания Санкт-Петербурга. Фрагмент шведской «Генеральной карты провинции Ингерманландия», составленной Эриком Белингом в 1678 году
Пребывание человека на территории современного Санкт-Петербурга прослеживается со времени последнего таяния ледника, покрывавшего данную территорию. Примерно 12 тысяч лет назад ледник отступил с данной местности, и вслед за ним пришли люди, вероятно предки современных финно-угорских народов. В VIII—IX веках берега Невы заселили восточные славяне (ильменские словене и кривичи). Здесь они занимались подсечно-огневым земледелием, скотоводством, охотой и рыбалкой. В начале IX века эти земли вошли в состав единого Древнерусского государства, составив часть территории Великого Новгорода под названием Водская пятина, местность справа по течению Невы именовалась Карельской землёй, слева — Ижорской землёй. В VIII—XIII веках по Неве проходил водный путь «Из варяг в греки» из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. В этот период Новгородская республика постоянно вела войны со шведами. 15 июля 1240 года при впадении реки Ижоры в Неву состоялось сражение между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском. В 1300 году шведами при впадении реки Охта в Неву была построена крепость Ландскрона, однако спустя год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел и срыта до основания. На месте бывшей Ландскроны долгое время существовало «Невское устье» — новгородское торжище, то есть рынок. В XV веке Ижорская земля в составе Новгородской республики была присоединена к себе Московским Великим княжеством. В результате поражения в войне со Швецией по Столбовскому миру 1617 года земли по реке Неве вошли в состав Шведской Ингерманландии, торговым и административным центром которой стал город Ниен около крепости Ниеншанц, построенной в 1611 году на месте Ландскроны.
В результате Северной войны 1700—1721 годов долина реки Невы была отвоёвана у Швеции и вошла в состав Российской империи (по Ништадтскому мирному договору от 30 августа (10 сентября) 1721 год). 16 (27) мая 1703 год в устье Невы неподалёку от Ниена был заложен город Санкт-Петербург. Этим днём датируется закладка царём Петром I Петропавловской крепости — первого здания города — на Заячьем острове. Новая крепость огнём орудий должна была перекрывать фарватеры двух крупнейших рукавов дельты реки — Невы и Большой Невки. В 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Финского залива Котлин была основана крепость Кронштадт. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу.
В первые десять лет существования города главной его частью был Городской остров (совр. Петроградский остров), здесь находились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части. Первым промышленным предприятием города стала Адмиралтейская верфь, открытая в 1705 году на Адмиралтейской стороне (левый берег Невы), где в дальнейшем были построены Галерная верфь, Зимний дворец Петра I и Летний дворец Петра I с Летним садом. С 1712 года город был провозглашён столицей России, а с 1713 года все лица, служащие царскому двору, должны были селиться в Петербурге, сюда переехал правительственный Сенат. Указом Петра Великого от 16 января 1712 года в Петербурге создаются инженерная и артиллерийская школы. В 1712 году Пётр I издал указ о создании Генерального плана Санкт-Петербурга. Именно с этого времени активно начали застраиваться Васильевский остров, который должен был стать центром города, и Выборгская сторона, разворачивается строительство пригородных дворцов Петергофа, Екатерингофа, Ораниенбаума. К 1725 году построены Смольный двор, Литейный двор, водяные пильные мельницы, кирпичные, восковый, пороховые, оружейный, шпалерный, кожевенный и другие заводы, пищевые предприятия, в 1724 году переведён из Москвы Монетный двор. В 1725 году была основана Петербургская академия наук, где с 1728 года стала выходить первая русская газета «Санкт-Петербургские ведомости».

Пожары и наводнения привели к середине XVIII века многие здания Петербурга, построенные в петровское время, в ветхое состояние, а некоторые — были уничтожены. Так, летом 1736 и 1737 годов в Петербурге произошли два пожара (выгорела вся деревянная Морская слобода и значительная часть Адмиралтейского острова). В 1737 году указом императрицы Анны Иоанновны создаётся Комиссия о Санкт-Петербургском строении (возглавлял комиссию П. М. Еропкин)[44]. По этому плану утверждалась идея трёхлучевого развития Петербурга от Адмиралтейства, становившегося композиционным центром, а роль главной магистрали отводилась Невскому проспекту. Санкт-Петербург становится одним из крупнейших научных центров в России. Создаётся целый ряд учебных заведений — Смольный институт благородных девиц, Императорская Академия художеств, Горное училище, Главное народное училище по подготовке учителей и другие. Развивается и культурная жизнь в столице. 30 августа 1756 года издаётся указ о создании первого в стране государственного театра. В 1762 году на смену предыдущей комиссии пришла Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая регулировала застройку набережных малых рек и каналов, формирование архитектурных ансамблей центральных площадей. Начинается строительство гранитных набережных Невы, Фонтанки, а затем и других рек и каналов центра города. К концу XVIII века население города составило 220 тысяч человек и обогнало по численности Москву, в городе действует более 60 православных и 15 иноверческих церквей. По данным на 1780 год, в городе насчитывалось более 1200 улиц и переулков, 3,3 тысячи домов, вся центральная часть города уже полностью была замощена булыжником и покрыта поперечными досками[40][43]. После 1785 года создаётся орган, «заведующий делами всесословного городского населения и образующийся путём всесословных выборов», — Городская Дума.

Петербург в XIX веке

В 1809 году открывается Институт Корпуса инженеров путей сообщения, в 1810 году рождается высшее инженерное образование, в основанном в 1806 году Главном Инженерном училище, в 1811 году основан Царскосельский лицей. 7 (19) ноября 1824 год произошло самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга, вода поднялась на 421 см выше ординара. В результате погибло от 400 до 4000 человек, материальный ущерб оценивался многими миллионами рублей. 14 (26) декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади совершена неудачная попытка государственного переворота, целью которого было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. В первой половине XIX века заканчивается оформление архитектурных ансамблей Дворцовой, Сенатской, Александринской, Михайловской площадей, Стрелки Васильевского острова. Над их созданием, а также над другими архитектурными памятниками трудились такие зодчие, как К. И. Росси (Аничков дворец (реконструкция), Елагин дворец, здание Сената и Синода, Михайловский дворец, здание Александринского театра), Дж. Кваренги (Смольный институт), А. Д. Захаров (проект застройки Васильевского острова 1803—1804 гг., Адмиралтейство), Ж. Тома де Томон (здание Биржи с ростральными колоннами), А. Н. Воронихин (Казанский собор, дом Государственного казначейства), О. Монферран (Александровская колонна, Исаакиевский собор) и многие другие. В это время происходит бурное развитие промышленности — к середине 1830-х годов в Санкт-Петербурге действует около 300 фабрик и заводов, к середине 1870-х — 25 банков, а к концу столетия более 500 предприятий. На петербургских окраинах строятся крупные заводы — Путиловский, Обуховский, Балтийский. Растут индустриальные и жилые районы на Выборгской стороне, за Нарвской, Московской, Невской заставами, формируется плотная многоэтажная застройка с многочисленными «доходными домами» в центре города. В 1800 году на Адмиралтейских заводах пущена первая паровая машина, в 1815 году спущен на воду первый русский пароход «Елизавета», с 1843 года на Александровском чугунолитейном заводе начинается выпуск подвижного состава для железной дороги, а в 1845 году выпущен первый отечественный паровоз. Важным событием становится строительство первой железной дороги в 1836 году между Петербургом и Царским Селом. 18 августа 1851 года из Петербурга в Москву ушёл первый поезд, вскоре сообщение между двумя городами стало регулярным. В 1837 году построен Царскосельский вокзал, в 1850-х годах — Николаевский, Варшавский, Балтийский вокзалы, а в 1870 году — Финляндский вокзал. Развивается судоходство: в 1885 году завершается постройка 32-километрового Морского канала и Морского порта на Гутуевском острове. Для водоснабжения населения с 1863 года строится водопровод в центральных районах города, с 1876 года — на Васильевском острове, Петербургской и Выборгской сторонах. В 1882 году в городе появляется первая городская телефонная станция, а с 1897 года на заводе Эриксона начинается производство телефонных аппаратов. В Санкт-Петербурге позже, чем в других городах Российской империи появился трамвай. Продолжается развитие Петербурга как политического и научного центра страны. В 1839 году открывается Пулковская обсерватория, в 1845 году — Русское географическое общество. К середине 1890-х годов в Петербурге действовали свыше двадцати высших учебных заведений.ь Ништадтского мира (1721 год).


Город трёх революций. Советский Петроград — Ленинград
По результатам переписи 1897 года население города составляло 1 265 000 жителей, а к началу Первой мировой войны превысило 2 миллиона (3-е место в Европе после Лондона и Парижа). Результатом русской революции 1905—1907 годов, началом которой считается Кровавое воскресенье, стало создание первого в истории России парламента — Государственной думы. В начале века шло бурное развитие экономики города. К 1913 году объём промышленного производства Петербурга достиг 632 миллионов рублей, на 1012 предприятиях было занято 242,6 тысяч человек. Петербург давал 12 % индустриальной продукции России, в том числе 70 % электроэнергетических изделий, 50 % химической продукции, 25 % машин, 17 % текстиля. В столице действовало 567 банков. Энергооснащённость столичной индустрии обеспечивали 294 электроустановки и 3 ТЭЦ. К 1914 году в 60 университетах Петербурга обучалось около 40 тысяч студентов.
Первая мировая война сильно повлияла на судьбу Санкт-Петербурга. В августе 1914 года на волне антигерманских настроений город переименован в Петроград. К 1917 году появились проблемы со снабжением, обычным явлением становятся очереди. Волнения 23—27 февраля 1917 года в городе и другие события Февральской революции завершились отречением императора Николая II и формированием Временного правительства А. Ф. Керенского. 25 октября (7 ноября) 1917 в ходе вооружённого восстания власть в городе переходит в руки большевиков, и создаётся Российская Советская Республика со столицей в Петрограде. В ходе Гражданской войны из-за близости антибольшевистских армий правительство В. И. Ленина переезжает в Москву, Петроград лишается столичного статуса (5 марта 1918 года), который переходит к Москве. 26 января 1924 года, после смерти В. И. Ленина, Петроград решением ЦК ВКП(б) переименовывается в Ленинград.
После революционных событий 1917—1919 годов население города сокращается, к 1920 году оно составляло лишь 722 тыс. человек, но жизнь в городе постепенно налаживалась. Из рабочих окраин в центральные районы было переселено около 300 тыс. человек. В 1919 году был создан «Совет по урегулированию плана Петрограда и его окраин». С 1923 года начинается жилищное строительство в городе (жилмассивов). В 1930-е годы были благоустроены Елагин и Крестовский острова с выходом к Финскому заливу. 23 сентября 1924 года произошло второе по величине наводнение за всю историю города, вода поднялась на 380 см выше ординара. В 1933 году на западной оконечности Крестовского острова началось сооружение стадиона имени С. М. Кирова.
В 1931 году два крупных города РСФСР — Москва (16 июня) и Ленинград (3 декабря) — были выделены в отдельные административные единицы — города республиканского подчинения РСФСР. В 1935—1937 годах разработан первый Генеральный план Ленинграда, предусматривавший развитие города в южном направлении с границами в районе Пулковских высот. Центром города должна была стать площадь (теперь Московская площадь) на пересечении Международного проспекта и Центральной дуговой магистрали с Домом Советов и другими административными зданиями. К 1939 году разработан новый вариант Генерального плана, который так и не был утверждён, но в соответствии с ним началось строительство жилых кварталов на Малой Охте, Ивановской улице, Автово и Международном проспекте[52]. По всему городу создаются Дворцы культуры — к середине 1930 годов они имеются уже во всех промышленных районах. В 1932 году открыт первый ленинградский аэропорт «Пулково». 1 декабря 1934 года жертвой убийства становится Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), член Политбюро ЦК ВКП(б) С. М. Киров, это событие положит начало «Кировскому потоку» и Большому террору, на смену ему приходит А. А. Жданов.

Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день принято считать началом блокады города войсками гитлеровской Германии с юга и Финляндии с севера. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту. За годы блокады погибло, по разным данным, от 650 тысяч до 2 миллионов человек гражданского населения. В результате встречного наступления Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, но только 27 января 1944 года блокада города была полностью снята. После снятия блокады, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.

Восстановление города после блокады и войны
Сразу после снятия блокады началось восстановление города. В сентябре 1945 года начался учебный год и открылся концертный сезон в Большом зале Филармонии. В 1950 году вступил в строй Стадион имени Кирова. В 1951 году принят новый Генеральный план развития Ленинграда, по которому предлагалось развивать территорию города вокруг исторического центра во всех направлениях приблизительно в равной мере. В 1950-х годах создавались новые архитектурные ансамбли: площади Ленина, площади Калинина, Комсомольской площади; законченный архитектурный облик обрели Московский проспект, проспект Энгельса, проспект Стачек, Среднеохтинский проспект, Приморский проспект. В 1951 году запущен первый аэровокзал в Пулково (в 1973 году построено новое здание). 5 ноября 1955 года сдана в эксплуатацию первая очередь ленинградского метрополитена. С 1957 года возобновляется традиция полуденного выстрела пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости (прерванная в 1934 году), а на Марсовом поле зажжён первый в стране «Вечный огонь». В этом же году с верфей Судостроительного завода имени А. Марти спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», а в 1962 году на Кировском заводе начат выпуск тракторов «Кировец». В 1960 году открыт Мемориал жертв Блокады на Пискарёвском кладбище и закончено строительство нового здания Финляндского вокзала. В 1962 году на Аптекарском острове возведена 316-метровая телебашня и построен новый телецентр. С постройкой в начале 1960-х годов нескольких крупных домостроительных комбинатов началась массовая застройка города домами-«хрущёвками», а с 1970-х годов «домами-кораблями». 6 мая 1965 года городу Ленинграду присвоено звание «Город-Герой» (впервые так назван в приказе Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталина от 1 мая 1945 года). В 1966 году одобрен последний советский Генеральный план Ленинграда. В соответствии с этим планом в 1960-х годах началась массовая застройка западной части Васильевского острова (на намывных территориях), вдоль Новоизмайловского проспекта, проспекта Юрия Гагарина, проспекта Космонавтов, новыми крупными жилыми районами становятся Купчино, Автово, Ульянка, Дачное, Гражданка, Полюстрово, Охта. К юбилею Октября в 1967 году построен Дворец спорта «Юбилейный» и Большой концертный зал «Октябрьский». В 1970-х годах застраивались Урицк, Сосновая Поляна, Весёлый Посёлок, район севернее Муринского ручья, территория бывшего Комендантского аэродрома, южная часть Купчино, Шувалово и Озерки, Юго-Запад, Ржевка и Пороховые. В 1979 году в Финском заливе начато строительство дамбы, которая и защищала бы город от наводнений. В 1982 году в Гавани на Васильевском острове построен Морской вокзал. В 1988 году родился 5-миллионный житель Ленинграда. В 1990 году исторический центр города внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Постсоветский период
В 1991 году, по результатам референдума, 54 % ленинградцев высказались за возвращение исторического названия города Санкт-Петербург. 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР оно было возвращено, а 21 апреля 1992 года внесено в Конституцию РСФСР Съездом народных депутатов Российской Федерации. 25 декабря 1993 года вступила в силу принятая на всенародном голосовании Конституция РФ, которая подтвердила наименование «Санкт-Петербург». 12 июня 1991 года Анатолий Собчак был избран мэром города, 13 марта 1996 года исполнительная власть была передана Администрации Санкт-Петербурга, которая формируется губернатором Санкт-Петербурга, должность мэра была упразднена.
Важным событием для Петербурга стали Игры доброй воли 1994 года. В результате аварии в 1995 году на участке метрополитена между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было прекращено движение поездов (возобновлено в 2004 году). В 1991—2007 годах было установлено много памятников, отреставрированы и восстановлены Константиновский дворец, храм Спаса-на-Крови и многие другие. Впервые 25 мая 1991 года, после долгого перерыва, церковная служба прошла в Казанском соборе. В 2000 году был построен Ледовый дворец, в котором в тот же год прошёл чемпионат мира по хоккею. В 1998—2011 годы строится Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга, 15 декабря 2004 года открывается Большой Обуховский мост (известный как «Вантовый мост»). В 2005 году Законодательным собранием города был принят новый «Генеральный план Санкт-Петербурга», определивший будущее развитие города до 2025 года.
С 1997 года в Санкт-Петербурге проводится ежегодный экономический саммит — Петербургский международный экономический форум — важное международное экономическое и политическое мероприятие, получившее неофициальное название «Русский Давос». С 2006 года форум поменял формат, став мероприятием с участием руководителей крупнейших российских и иностранных компаний, глав государств и политических лидеров, председателей правительства, вице-премьеров, министров, губернаторов (в 2012 году: более 4 тысяч человек из более чем 60 стран). С 15 по 17 июля 2006 года в Константиновском дворце в Стрельне состоялся саммит «Большой восьмёрки». 31 августа 2011 года губернатором Санкт-Петербурга был назначен Георгий Полтавченко.     В 2012 году был построен небоскрёб Лидер Тауэр высотой 140 метров.



 

Before 1900​​
Swedish colonists built Nyenskans, a fortress, at the mouth of the Neva River in 1611, in a land then called Ingermanland, that was inhabited by Finnic tribe of Ingrians. A small town called "Nyen" grew up around it.

Peter the Great was interested in seafaring and maritime affairs, and he intended to have Russia gain a seaport in order to be able to trade with other maritime nations. He needed a better seaport than Arkhangelsk, which was on the White Sea to the north and closed to shipping for months during the winter.

On May 12 1703 , during the Great Northern War, Peter the Great captured Nyenskans, and soon replaced the fortress. On May 27 1703, closer to the estuary 5 km (3 mi) inland from the gulf), on Zayachy (Hare) Island, he laid down the Peter and Paul Fortress, which became the first brick and stone building of the new city.

The city was built by conscripted peasants from all over Russia; a number of Swedish prisoners of war were also involved in some years under the supervision of Alexander Menshikov. Tens of thousands of serfs died building the city. Later, the city became the centre of the Saint Petersburg Governorate. Peter moved the capital from Moscow to Saint Petersburg in 1712, 9 years before the Treaty of Nystad of 1721 ended the war; he referred to Saint Petersburg as the capital (or seat of government) as early as 1704.

During its first few years, the city developed around Trinity Square on the right bank of the Neva, near the Peter and Paul Fortress. However, Saint Petersburg soon started to be built out according to a plan. By 1716 the Swiss Italian Domenico Trezzini had elaborated a project whereby the city centre would be located on Vasilyevsky Island and shaped by a rectangular grid of canals. The project was not completed, but is evident in the layout of the streets. In 1716, Peter the Great appointed French Jean-Baptiste Alexandre Le Blond as the chief architect of Saint Petersburg.

The style of Petrine Baroque, developed by Trezzini and other architects and exemplified by such buildings as the Menshikov Palace, Kunstkamera, Peter and Paul Cathedral, Twelve Collegia, became prominent in the city architecture of the early 18th century. In 1724 the Academy of Sciences, University and Academic Gymnasium were established in Saint Petersburg by Peter the Great.

In 1725, Peter died at the age of fifty-two. His endeavours to modernize Russia had met with opposition from the Russian nobility—resulting in several attempts on his life and a treason case involving his son. In 1728, Peter II of Russia moved his seat back to Moscow. But four years later, in 1732, under Empress Anna of Russia, Saint Petersburg was again designated as the capital of the Russian Empire. It remained the seat of the Romanov dynasty and the Imperial Court of the Russian Tsars, as well as the seat of the Russian government, for another 186 years until the communist revolution of 1917.

In 1736–1737 the city suffered from catastrophic fires. To rebuild the damaged boroughs, a committee under Burkhard Christoph von Münnich commissioned a new plan in 1737. The city was divided into five boroughs, and the city center was moved to the Admiralty borough, situated on the east bank between the Neva and Fontanka.

Palace Square backed by the General Staff arch and building, as the main square of the Russian Empire it was the setting of many events of historic significance

It developed along three radial streets, which meet at the Admiralty building and are now one street known as Nevsky Prospekt (which is considered the main street of the city), Gorokhovaya Street and Voznesensky Prospekt. Baroque architecture became dominant in the city during the first sixty years, culminating in the Elizabethan Baroque, represented most notably by Italian Bartolomeo Rastrelli with such buildings as the Winter Palace. In the 1760s, Baroque architecture was succeeded by neoclassical architecture.

Established in 1762, the Commission of Stone Buildings of Moscow and Saint Petersburg ruled that no structure in the city can be higher than the Winter Palace and prohibited spacing between buildings. During the reign of Catherine the Great in the 1760s–1780s, the banks of the Neva were lined with granite embankments.

However, it was not until 1850 that the first permanent bridge across the Neva, Blagoveshchensky Bridge, was allowed to open. Before that, only pontoon bridges were allowed. Obvodny Canal (dug in 1769–1833) became the southern limit of the city.

The most prominent neoclassical and Empire-style architects in Saint Petersburg included:
-Jean-Baptiste Vallin de la Mothe (Imperial Academy of Arts, Small Hermitage, Gostiny Dvor, New Holland Arch, Catholic Church of St. Catherine)
-Antonio Rinaldi (Marble Palace)
-Yury Felten (Old Hermitage, Chesme Church)
-Giacomo Quarenghi (Academy of Sciences, Hermitage                           -Theatre, Yusupov Palace)
-Andrey Voronikhin (Mining Institute, Kazan Cathedral)
-Andreyan Zakharov (Admiralty building)
-Jean-François Thomas de Thomon (Spit of Vasilievsky Island)
-Carlo Rossi (Yelagin Palace, Mikhailovsky Palace, Alexandrine                -Theatre, Senate and Synod Buildings, General Staff Building, design of many streets and squares)
-Vasily Stasov (Moscow Triumphal Gate, Trinity Cathedral)
-Auguste de Montferrand (Saint Isaac's Cathedral, Alexander Column)


In 1810, Alexander I established the first engineering Higher learning institution, the Saint Petersburg Main military engineering School in Saint Petersburg. Many monuments commemorate the Russian victory over Napoleonic France in the Patriotic War of 1812, including the Alexander Column by Montferrand, erected in 1834, and the Narva Triumphal Gate.

In 1825, the suppressed Decembrist revolt against Nicholas I took place on the Senate Square in the city, a day after Nicholas assumed the throne.

By the 1840s, neoclassical architecture had given way to various romanticist styles, which dominated until the 1890s, represented by such architects as Andrei Stackenschneider (Mariinsky Palace, Beloselsky-Belozersky Palace, Nicholas Palace, New Michael Palace) and Konstantin Thon (Moskovsky railway station).

With the emancipation of the serfs undertaken by Alexander II in 1861 and an industrial revolution, the influx of former peasants into the capital increased greatly. Poor boroughs spontaneously emerged on the outskirts of the city. Saint Petersburg surpassed Moscow in population and industrial growth; it developed as one of the largest industrial cities in Europe, with a major naval base (in Kronstadt), river and sea port.

The names of saints Peter and Paul, bestowed upon original city's citadel and its cathedral (from 1725—a burial vault of Russian emperors) coincidentally were the names of the first two assassinated Russian Emperors, Peter III (1762, supposedly killed in a conspiracy led by his wife, Catherine the Great) and Paul I (1801, Nicholas Zubov and other conspirators who brought to power Alexander I, the son of their victim). The third emperor's assassination took place in Petersburg in 1881 when Alexander II fell victim to narodniki.


1900 to present
The Revolution of 1905 began in Saint Petersburg and spread rapidly into the provinces.

On September 1, 1914, after the outbreak of World War I, the Imperial government renamed the city Petrograd, meaning "Peter's City", to remove the German words Sankt and Burg.

In March 1917, during the February Revolution Nicholas II abdicated both for himself and on behalf of his son, ending the Russian monarchy and over three hundred years of Romanov dynastic rule.

The Russian Revolution of 1917 began in Petrograd when the Bolsheviks stormed the Winter Palace

On November 7, 1917 (O.S. October 25), the Bolsheviks, led by Vladimir Lenin, stormed the Winter Palace in an event known thereafter as the October Revolution, which led to the end of the post-Tsarist provisional government, the transfer of all political power to the Soviets, and the rise of the Communist Party. After that the city acquired a new descriptive name, "the city of three revolutions", referring to the three major developments in the political history of Russia of the early 20th-century.

In September and October 1917, German troops invaded the West Estonian archipelago and threatened Petrograd with bombardment and invasion. On March 12, 1918, the Soviets transferred the government to Moscow, to keep it away from the state border. During the ensuing Civil War, in 1919 general Yudenich advancing from Estonia repeated the attempt to capture the city, but Leon Trotsky mobilized the army and forced him to retreat.

On January 26, 1924, five days after Lenin's death, Petrograd was renamed Leningrad. Later some streets and other toponyms were renamed accordingly. The city has over 230 places associated with the life and activities of Lenin. Some of them were turned into museums,including the cruiser Aurora – a symbol of the October Revolution and the oldest ship in the Russian Navy.

In the 1920s and 1930s, the poor outskirts were reconstructed into regularly planned boroughs. Constructivist architecture flourished around that time. Housing became a government-provided amenity; many "bourgeois" apartments were so large that numerous families were assigned to what were called "communal" apartments (kommunalkas). By the 1930s, 68% of the population lived in such housing. In 1935 a new general plan was outlined, whereby the city should expand to the south. Constructivism was rejected in favor of a more pompous Stalinist architecture. Moving the city center further from the border with Finland, Stalin adopted a plan to build a new city hall with a huge adjacent square at the southern end of Moskovsky Prospekt, designated as the new main street of Leningrad. After the Second World War, the Soviet-Finnish border moved northwards. Nevsky Prospekt with Palace Square maintained the functions and the role of a city center.

In December 1931, Leningrad was administratively separated from Leningrad Oblast. At that time it included the Leningrad Suburban District, some parts of which were transferred back to Leningrad Oblast in 1936 and turned into Vsevolozhsky District, Krasnoselsky District, Pargolovsky District and Slutsky District (renamed Pavlovsky District in 1944).

On December 1, 1934, Sergey Kirov, the popular communist leader of Leningrad, was assassinated, which became the pretext for the Great Purge.

During World War II, German forces besieged Leningrad following the Axis invasion of the Soviet Union in June 1941. The siege lasted 872 days, from September 1941 to January 1944. The Siege of Leningrad proved one of the longest, most destructive, and most lethal sieges of a major city in modern history. It isolated the city from most supplies except those provided through the Road of Life across Lake Ladoga. More than one million civilians died, mainly from starvation. Many others were eventually evacuated or escaped, so the city became largely depopulated.

On May 1, 1945 Joseph Stalin, in his Supreme Commander Order No. 20, named Leningrad, alongside Stalingrad, Sevastopol, and Odessa, hero cities of the war. A law acknowledging the honorary title of "Hero City" passed on May 8, 1965 (the 20th anniversary of the victory in the Great Patriotic War), during the Brezhnev era. The Presidium of the Supreme Soviet of the USSR awarded Leningrad as a Hero City the Order of Lenin and the Gold Star medal "for the heroic resistance of the city and tenacity of the survivors of the Siege". 

In October 1946 some territories along the northern coast of the Gulf of Finland, which had passed to the USSR from Finland in 1940 under the peace treaty following the Winter War, were transferred from Leningrad Oblast to Leningrad and divided into Sestroretsky District and Kurortny District. These included the town of Terijoki (renamed Zelenogorsk in 1948). Leningrad and many of its suburbs were rebuilt over the post-war decades, partially according to pre-war plans. The 1948 general plan for Leningrad featured radial urban development in the north as well as in the south. In 1953 Pavlovsky District, Leningrad Oblast|Pavlovsky District in Leningrad Oblast was abolished, and parts of its territory, including Pavlovsk, merged with Leningrad. In 1954 the settlements Levashovo Pargolovo and Pesochny merged with Leningrad.

Leningrad gave its name to the Leningrad Affair (1949–1952), a notable event in the postwar political struggle in the USSR. It was a product of rivalry between Stalin's potential successors where one side was represented by the leaders of the city Communist Party organization—the second most significant one in the country after Moscow. The entire elite leadership of Leningrad was destroyed, including the former mayor Kuznetsov, the acting mayor Pyotr Sergeevich Popkov, and all their deputies; overall 23 leaders were sentenced to the death penalty, 181 to prison or exile (exonerated in 1954). About 2,000 ranking officials across the USSR were expelled from the party and the Komsomol and removed from leadership positions.

The Leningrad Metro underground rapid transit system, designed before the war, opened in 1955 with its first eight stations decorated with marble and bronze. However, after the death of Stalin in 1953, the perceived ornamental excesses of the Stalinist architecture were abandoned. From the 1960s to the 1980s many new residential boroughs were built on the outskirts; while the functionalist apartment blocks were nearly identical to each other, many families moved there from kommunalkas in the city centre in order to live in separate apartments.View from the Colonnade, St. Isaac's Cathedral, Saint Petersburg

On June 12, 1991, simultaneously with the first Russian presidential elections, the city authorities arranged for the mayoral elections and a referendum upon the name of the city. The turnout was 65%; 66.13% of the total count of votes went to Anatoly Sobchak, who became the first directly elected mayor of the city.

Meanwhile, economic conditions started to deteriorate as the country tried to adapt to major changes. For the first time since the 1940s, food rationing was introduced, and the city received humanitarian food aid from abroad. This dramatic time was depicted in photographic series of Russian photographer Alexey Titarenko. In 1995 a northern section of the Kirovsko-Vyborgskaya Line of the Saint Petersburg Metro was cut off by underground flooding, creating a major obstacle to the city development for almost ten years.

In 1996, Vladimir Yakovlev defeated Anatoly Sobchak in the elections for the head of the city administration. The title of the city head was changed from "mayor" to "governor". In 2000 Yakovlev won re-election. His second term expired in 2004; the long-awaited restoration of broken subway connection was expected to finish by that time. But in 2003 Yakovlev suddenly resigned, leaving the governor's office to Valentina Matviyenko.

The law on election of the City Governor was changed, breaking the tradition of democratic election by a universal suffrage. In 2006 the city legislature re-approved Matviyenko as governor. Residential building had intensified again; real-estate prices inflated greatly, which caused many new problems for the preservation of the historical part of the city.

Although the central part of the city has a UNESCO designation (there are about 8,000 architectural monuments in Petersburg), the preservation of its historical and architectural environment became controversial. After 2005, the demolition of older buildings in the historical centre was permitted. In 2006 Gazprom announced an ambitious project to erect a 396-meter skyscraper opposite to Smolny, which[according to whom?] could result in the loss of the unique line of Petersburg landscape.[citation needed] Urgent protests by citizens and prominent public figures of Russia against this project were not considered by Governor Valentina Matviyenko and the city authorities until December 2010, when after the statement of President Dmitry Medvedev, the city decided to find a more appropriate location for this project.

Beautiful Friendship - Красивая Дружба

INTERNATIONAL ASSOCIATION OF ST PETERSBURG’S FRIENDS   © 2018  |  Copyright. All RIGHTS RESERVED